Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?




Информация о курсе ОРКСЭ.

В 2013 учебном году ввелся  курс «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение  курса начинается в четвертом классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на  возрастной,  ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». 
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).
Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
– формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Результаты обучения:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике о ее роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся: В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик научится:
—  понимать основные понятия  светских и религиозных культур;
— историю возникновения культур;
— историю развития различных религиозных культур в истории России; 
      — описывать различные явления религиозных традиций и культур;
— устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
— излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
— соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах.
 
Что будут изучать ваши дети?
Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012г. № 84-р.
Приказ № 69 от31. 01. 2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ № 74 от 01. 02. 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план».
Наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» из письма Министерства образования и науки РФ от 08.07. 2011 г. № МД — 883/03.