Музейные уроки

Музейные уроки.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, — но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи.
Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека жить в стремительно меняющемся мире. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
В нашем образовательном учреждении музейные уроки проходят в интегрированном виде. В подготовке данных уроков мы придерживаемся школьного расписания. Вся работа проходит в несколько этапов: освоение теоретического материала и терминологии по теме такого урока; проводится экскурсия в музее его руководителем совместно с членами кружка «Юный краевед» (подготавливаются электронные презентации, рассказы о том или ином историческом событии); последний этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам. Например, написание сочинений.
В декабре 2016 года прошли музейные уроки с учащимися 8 «А» класса на тему «Сочинение – рассказ об истории нашего края» и в 6 «Б»  классе на тему «Письмо». Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.
2 декабря 2016 года прошел музейный урок с учащимися 8 класса по русскому языку на тему: «Сочинение – рассказ об истории нашего края». Перед учащимися с электронной презентацией «Наш край» выступила представитель кружка «Юный краевед» — Джимилева Юлия. Учащиеся прослушали историческую справку об Ишимском районе, стихотворение Нины Башук «К 80 летию Ишимского района». Учащимся было дано домашнее задание – написать сочинение об истории своего края. Сочинения размещены в музее.
Рисунок1
Рисунок2
Восьмого декабря прошел музейный урок с учащимися 6 «Б» класса по русскому языку на тему: «Письмо». В начале урока учащиеся совместно с учителем выяснили, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата. Познакомились с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями. И пришли к выводу, что в наш стремительный век электронное письмо становится всё более популярным. Но всем приятнее получать «живое» письмо — письмо, согретое человеческими руками, сердцем.
После этого учащиеся посетили школьный музей, в котором перед ними выступила представитель кружка «Юный краевед» — Гаврилова Наталья. Учащиеся прослушали историческую справку о своих земляках — участниках Великой Отечественной войны. Далее при проведении урока по развитию речи, для примера детям было зачитано письмо солдата с фронта. Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Ребята с интересом слушали письмо, интересовались, остался ли солдат живым после той страшной войны. Учащимся было дано домашнее задание – написать письмо на фронт. Лучшие работы будут размещены в музее.
Рисунок3
Рисунок4
Рисунок5
Наши музейные уроки интегрируются со школьными предметами. При этом музейный предмет, экскурсия выступают не как иллюстрация к приобретенным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Таким образом, неординарность учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов, а, зачастую, знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой исторической обстановке и ситуации, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Музейная педагогика помогает прожить ребенку не одну свою жизнь, а сотни других жизней, о которых расскажет каждый экспонат музея. В сфере музейной педагогики нет места вандализму, она помогает не разрушать, а создавать. Она помогает отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков. Музейная педагогика — это интеграция музея в систему образования.