QR-код НОК
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?




Дистанционное обучение не панацея, а инструмент помощи учителю

изображение_viber_2020-08-14_15-37-41 (2)
Следует понимать, если речь идет об обучении, то дистанционные технологии, это именно инструмент достижения образовательных целей, а в случае дистанционного образования весь процесс обучения будет строиться исключительно дистанционно, это основная и единственная форма взаимодействия между педагогом и учеником.
Но как показала практика, полный переход на дистанционное образование для школ невозможен, это прекрасно понимают руководители органов управления образованием и глава государства, которые дали ясно понять, что такая замена очного обучения для школьника в ближайшей перспективе не рассматривается.
«Нет худа без добра»,- гласит народная мудрость, именно так и получилось с дистанционными технологиями в условиях пандемии коронавируса. Если до ухода на вынужденные каникулы все варианты дистанционного взаимодействия учитель-ученик рассматривались как отдельные формы, то с пониманием того, что это надолго, усилилась работа государственных, частных, в том числе коммерческих структур, направленная на создание и оптимизацию различных электронных площадок и образовательных ресурсов.
За короткий срок учительская общественность в каждой школе должна была определить набор электронных инструментов, ресурсов, технических средств, чтобы успешно продолжить обучение и закончить учебный год. Надо отдать должное, органы управления образованием оперативно подключились к работе, создали рекомендации с перечнем образовательных ресурсов, но некоторая растерянность угадывалась и в их работе. Например, стало понятно, что нет конкретного ресурса или площадки, которые удовлетворили бы всех. Не было единого мнения, как в данных условиях построить работу учителя. Стало понятно, что только сам учитель сможет это сделать, он именно тот человек, который оказался на «передовой» событий и как никто другой понимает тонкости процесса, вникает в них буквально «на ходу». На опережение ситуации сработала методическая служба нашей школы, были организованы практико- ориентированные семинары, на которых учителя поделились своими наработками на той или иной электронной платформе, показали возможности цифровых образовательных ресурсов.
К работе в данных условиях были подключены почтовые сервисы Google, Mail.ru, Yandex, облачные сервисы хранения файлов. Рассылка домашних заданий занимала огромное время, как и прием готовых ответов, тем более их проверка и обратная связь. Молодые педагоги нашли оптимальное решение, стали использоваться социальные сети и, в первую очередь, « ВКонтакте». Обмен быстрыми сообщениями позволил существенно сократить временные затраты. Но вскоре стало ясно, что дети с легкостью копируют ответы одноклассников, редактируют снимки с готовыми домашними заданиями, выдают их за свои. как итог можно было просто получить один и тот же ответ, что называется «слово в слово», от всего класса, казалось процесс обречён.
Однако не всё так плохо, серьезные электронные площадки, такие как Российская электронная школа, Учи.ру, Я-класс, Интернет-урок, Инфоурок и другие смогли за короткое время нарастить функционал и дидактическое наполнение, что позволило многим педагогам не только построить процесс обучения, но и получать обратную связь и производить объективный контроль знаний учащихся.
Самым удачным проектом, на мой взгляд оказалась площадка «Учи.ру», разработчики не только создали обучающие курсы по основным предметам, но и смогли интегрировать в площадку сервис быстрого обмена сообщениями, видеочат, что позволило проводить полноценные online уроки. Но стоит заметить, что для работы требуется хороший доступ в Интернет.
Именно техническая составляющая стала главной проблемой в работе многих ресурсов во время пандемии. Так, например, очень качественный ресурс «Российская электронная школа» (РЭШ), имея самую лучшую наполняемость дидактического контента по всем предметам, чаще всего выдавала ошибки или отсутствие запрашиваемых страниц. При этом платные ресурсы, как «Я-класс», работали без сбоев и ограничений. Отметим, что данная площадка хоть и охватывала практически все школьные предметы, степень их разработки по параллелям средней школы была и остается везде неодинаковой. По географии, физике, химии темы отдельных классов полностью отсутствуют и их охват не превышает 50% от необходимого (в географии только темы 5 и 7 классов в усеченном варианте).
Тем не менее именно эта площадка привлекла многих педагогов, не смотря на то, что годовая подписка составила существенные 2400 рублей, хотя за месяц до окончания четвертой четверти 2020 года, эта цена была на 600 рублей ниже. То есть производитель (в контрагентах значится «Сколково») оценил коммерческую перспективу и повысил цену. При этом для рядового школьника эта цена составила 300 рублей. Площадкой дети могли и дальше пользоваться бесплатно, но в этом случае они не могли видеть «шаги решения», говоря простым языком, правильные ответы и то, как они получаются (особенно важно в случае с математикой).
Что же из опыта работы с «Я-класс» стало важным аргументом для использования именно этой площадки?
1.Понятный интерфейс и легкая регистрация учителя.

1
2.Ученика может зарегистрировать сам учитель, поместить его в нужный класс, сгенерировать логин и пароль. Электронная почта не обязательна, хотя позволяет ученику получать отчеты о своей работе. Таким образом, можно самостоятельно или вместе с коллегами внести в «Я-класс» всех учеников школы и распределить их по классам.
3.Возможность корректировать данные ученика.
4.Возможность использования качественно проработанных уроков, содержащих текстовый, иллюстративный материал, тренировочные и проверочные задания разноуровневого характера.
5.Возможность использовать обширную библиотеку видеоуроков, обучающих семинаров.
6.В оболочке «Я-класс» можно полностью создать свой предмет, наполнить содержанием каждую тему, добавить проверочные задания, взяв за основу то, что предлагает эта площадка или полностью уникальные.
7.Гибкость администрирования проверочных работ. В самом начале использования площадки, и педагог, и ученик в буквальном смысле настраиваются на новый формат взаимодействия. Работы, за которые можно получить отметки в журнал можно и нужно настраивать для каждого класса или группы учащихся. Это достигается несколькими способами. Например, учитель может предложить тренировочные задания из 5-6 вопросов и настроить задания так, что после выполнения ребенок сможет просмотреть правильные ответы сразу и понять, где он допустил ошибку.
Учитель через интерфейс площадки может настроить количество попыток, время прохождения каждого задания, наложить запрет на просмотр верного ответа. При этом, просмотреть верные ответы ученик сможет только после того, как исчерпает все попытки или после того, как весь класс или параллель справится с заданиями работы. Это исключит передачу подсказок одноклассникам. Так же удобно, что педагог в праве установить «временной створ» выполнения заданий, назначив строго определенное время, что позволяет избежать передачи скрин-шотов самих заданий по цепочке от тех ребят, кто с ними уже справился всем остальным.

2
В связи с этим интересно упомянуть такой факт, что в самом начале дети пользовались интересным «лайфхаком». Они «выставляли на амбразуру» самых слабых учеников, для которых результат теста был не принципиален, получали от них снимки с экрана с заданиями, формировали (например в Вайбере) группу, где данные задания обсуждались и решались (что тоже неплохо), а затем тиражировали ответы всем желающим.

3
Но и здесь у учителя есть две возможности противодействовать простой «копипасте». Во-первых, дети есть дети и они, получив ответы могли выполнять 15-20 заданий за 4-5 минут, что просто невозможно и индивидуальный счетчик времени сразу их выдавал. Во-вторых, по каждой теме на площадке формируется по 50-60 заданий и при проведении проверочной работы они выбираются в случайном и уникальном порядке для каждого ученика. Единственное исключение – задания самого учителя, но и их количества бывает достаточно для создания 2-3 вариантов. К тому же, никто не запрещал отдельным ученикам направлять задания индивидуального характера, выключая их из процесса технологичного списывания.
Сами задания можно формировать в виде закрытого и открытого теста, использовать множественный ответ, формулы, задавать последовательность верных ответов, предлагать задания с развернутым ответом и возможностью проверки учителем, наполнять задания иллюстративным, картографическим, видео и аудио контентом, ссылками на другие ресурсы. Сам ответ ученика может быть предоставлен в виде файла (фотографии, текста, таблицы и др.).
Таким образом, учитель, поработавший хотя бы пару недель в оболочке «Я-класс» способен настроить ее работу на каждого конкретного ученика, провести «тюнинг» своих заданий с учетом психологических особенностей детей, в какой то мере подстроиться под них и получить желаемый результат. В руки учителя по сути попал очень профессиональный и гибкий инструмент, который позволяет вывести накопляемость оценок на уровень 90-100% за любой урок, повышающий уровень успеваемости в целом за счет более высокой объективности выставления итоговых оценок. Кроме того, исключается возможность различных потерь, возникающих при негативном эмоциональном настрое ребенка или учителя, организационных проблемах учебного процесса.
Из личного опыта стоит отметить, что никто из детей, а это 17 классов не «уронил» свой результат по географии, напротив можно утверждать, что многие учащиеся ранее не демонстрировавшие в силу разных причин высоких результатов по географии, существенно улучшили их, получив заветные «4» или «5» за четверть. Конечно, для этого потребовалось не менее 2-х недель, в течение которых дети и педагоги в буквальном смысле «форматировались» под новые требования, но результат превосходный, качество по предмету за год превысило отметку 76%.
Следует добавить, что платформа «Я-класс» предоставляет прекрасные возможности по формированию практически любой статистики в разрезе темы, ученика, класса, параллели, что существенно упрощает отчетность учителя, позволяет анализировать и корректировать свою работу.

4
Результаты учеников формируются оперативно и точно, делая процесс оценивания максимально объективным и беспристрастным. Но и без «ложки дёгтя» не обойтись, хотя площадка предоставляет прекрасную возможность обратной связи с каждым учеником благодаря встроенному мессенджеру, все таки назвать это живым общением нельзя. Да и дети опережают нас на шаг. В сети Интернет уже полно программ, позволяющих просматривать правильные ответы, получать доступ к банку заданий и т.п., это своеобразное соревнование не прекратится никогда, просто оно переместилось в новую плоскость, где учителю, как и прежде необходимо сохранить баланс между мотивацией ребенка и компетенциями как целью современного образования.

Р.В. Лебедев, учитель географии высшей категории МАОУ Стрехнинская СОШ Ишимского района.